Суббота, 04.05.2024, 03:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Система образования города Сасово

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Баскакова Л.В.


Информация о победителе конкурса

профессионального мастерства

(МОУ СОШ №3 г.Сасово)

 

 

Сведения о педагоге:

¨        ФИО:  Баскакова Лариса Викторовна

¨        Место работы:  МОУ «СОШ № 3», г. Сасово, Рязанская область

¨        Должность:  учитель русского языка и литературы

¨        Категория, разряд:  высшая категория, 14 разряд

¨        Педагогический стаж 25 лет

¨        Заслуги и достижения:    почётный работник общего образования РФ, победитель ПНПО, 2009 год.

 

 

Профессиональный портрет педагога

1.        Система работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы.

2.        Уникальность педагогического опыта.

Обоснование выбора темы

Многолетний опыт преподавания литературы указывает на некоторые слабые места в изучении этой дисциплины. Одним из них является работа по развитию творческих способностей учащихся. Имея возможность каждый год участвовать в итоговой аттестации выпускников школы, можно обратить внимание на некоторые недочёты в экзаменационных творческих работах учащихся. Среди них – стандартный подход к выбору жанра и формы экзаменационной работы (чаще это литературно-критическая статья), традиционная композиция (вступление, основная часть, заключение). Большинство выпускников во время экзамена предпочитали репродуктивные темы, которые предполагали раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с конкретным художественным произведением. Свободные (творческие) темы выбирали единицы, возможно, потому, что они требовали творческой переработки всего фонда знаний, побуждали к проявлению эмоционально-оценочных суждений. Этот вид творческой деятельности часто вызывает у  учеников затруднения. Кроме вышеназванных недочётов, следует отметить также, что многие работы не отражали личные чувства, мысли ученика, не содержали свежести восприятия школьником какого-либо явления.

       В «Законе об образовании», в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», в «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (проекте)» уделяется серьёзное внимание формированию творческих способностей учащихся. Ибо процесс художественного восприятия литературного произведения нельзя представить без одновременного творчества читателя. Следовательно, литературное образование в школе является составляющей частью раскрытия творческого потенциала учащихся.

       Учителя Баскакову Л.В. привлекла концепция литературного образования на основе творческой деятельности писателя и читателя, учителя и ученика. Эта концепция рассматривают литературное образование как единство трёх компонентов: творчество – сотворчество – знания и умения.

          Вышеназванные обстоятельства и определили основные ориентиры в работе Баскаковой Л.В.

 

          Психологическое обоснование темы

 

            Способности творческие – способности, которые обнаруживаются в творческом мышлении человека и проявляются в создании новых предметов материальной и духовной культуры.

            Способности учащегося отличаются от его знаний, умений и навыков. Эти отличия сводятся к следующему. При наличии способностей и при недостатке знаний, умений и навыков ученик может приобрести нужные знания, умения и навыки и успешно справиться с деятельностью. При отсутствии способностей учащийся будет не в состоянии справляться с деятельностью, приобретать новые, связанные с ней знаний, умения и навыки.

            Таким образом, существует необходимость формировать и совершенствовать способности человека, в том числе и творческие.

            Способности могут развиваться спонтанно и целенаправленно. Данная система работы как раз и нацелена на организованное формирование творческих способностей.

            Организованный процесс развития способностей связан с сознательными действиями педагогов и психологов, которые называют следующие оптимальные условия развития способностей:

-         наличие задатков у ученика;

-         своевременное и полное выявление имеющихся задатков;

-         активное включение учащегося в творческую деятельность;

-         применение для развития способностей современных методов обучения (чему и служит данная система работы);

-         обеспечение систематического контроля и стимулирования процесса развития способностей.

    

 

 

 Актуальность

     Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. Актуальность данной системы заключается в том, что она позволяет развивать творческие способности в каждом ученике в соответствии с индивидуальными психологическими способностями. Настоящая система работы позволяет научить школьников сочинять стихи, баллады, мифы, рассказы, писать эссе, литературно-критические статьи, интерпретировать художественный текст на уровне личностного восприятия с учётом литературных особенностей произведения.

 

 

      Новизна

 Система работы по формированию творческих способностей учащихся позволила разработать систему коммуникативно-творческих  форм работы, обозначенных как урока «Проба пера», «Творческая мастерская», «Творческий практикум», уроки – лаборатории по исследованию текста художественного произведения. Эти  занятия помогают выявлять, учитывать и развивать творческие способности учащихся, учат синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые, видеть новые стороны в знакомом объекте, учат переносить знания, умения, навыки в новую ситуацию. Данная система, вооружив учащихся литературным инструментарием, позволяет им реализовывать свои творческие возможности и способности в самых разных формах.

обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности И.П.Волкова, И.П.Иванова, Г.С.Альтшуллера.

 

Таким образом, определились основные цели формирования творческих способностей у учащихся.

       

 

 Цели

 

А) дидактическая: фронтально приобщить к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт; сформировать понятие «свобода творческой деятельности»; сформировать определённые знания, выработать умения и навыки, на основе которых ученик сможет реализовать своё творческое «Я»;

 

 

Б) развивающая: развивать эмоциональную сферу ученика посредством возможности высказывать свои мысли, чувства, определять личностное отношение к художественному произведению и самореализоваться в различных творческих заданиях;

 

 

В) воспитывающая: воспитывать общественно-активную творческую личность, способную приумножать общественную культуру, вносить вклад в построение правового демократического общества.

 

 

   

 

        Задачи

-         системное проведение коммуникативно-творческих работ «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Проба пера», «Библиотечный урок», самостоятельный творческий анализ выбранного произведения, семинар, различные чтения (Рождественские, Пасхальные, тургеневские  и т.д.), ежегодная итоговая читательская конференция;

-         Формирование знаний, умений и навыков анализа литературных произведений разных жанров с целью использования этих знаний при выполнении творческих заданий;

 

-         формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

 

-         формирование и развитие грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

 

-         формирование общеучебных умений: пользоваться справочным аппаратом учебников, словарями, в том числе искусствоведческим, мифологическим, литературоведческих терминов;

 

-         использование психологических знаний, связанных с развитием творческих способностей у учащихся;

 

-         проведение диагностики уровня сформированности умений у учащихся.

 

  

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz